Сегодня в автомобилестроении применяется огромное множество различных типов пластика, при этом более 20 видов используется для производства кузовных деталей автомобиля, таких как бампера, молдинги, передние крылья, решетки радиатора и т.д. На многих автомобилях идет замена традиционных металлических деталей на пластиковые.
По природе полимера пластмассы делятся на термопластичные пластмассы (термопласты) и термореактивные пластмассы (реактопласты). Термопласты при нагреве способны переходить в высокоэластичное состояние. Данный переход обратим и может повторяться многократно. К термопластам относятся полиэтилен (PE), полипропилен (PP), полиметилметакрилат (PMMA), полистирол (PS, ABS), полиамид (PA), поливинилхлорид (PVC), поликарбонат (PC).
Реактопласты, имея линейную структуру, при охлаждении в следствии необратимой химической реакции, приобретают сетчатую структуру, приводящую к образованию неплавкого и нерастворимого материала. Данный тип пластиков при нагреве разрушается и при последующем охлаждении не восстанавливает своих исходных свойств. Это делает невозможным использование традиционных методов ремонта пластиковых деталей с использованием нагрева поверхности. К реактопластам относятся фенолформальдегидные смолы, полиуретан, полиэфирные, карбамидные смолы (углеволокно, стекловолокно). Так же широкое распространение в автомобилестроении получили полиэфирные стеклопластики (BMC, SMC-так же известные как препреги). Из них изготавливают панели капотов, крыши, багажника.
Из всех представленных типов пластмасс в современном автомобилестроение наиболее часто встречаются пластиковые детали из полипропилена (PP), либо модифицированного полипропилена (EPDM- этилен-пропиленовый каучук). Данный материал наиболее часто используют для изготовления бамперов и других деталей
автомобиля, испытывающих различные ударные нагрузки. Возникает вопрос о том, как же производить ремонт данных деталей, т.к. такая часть автомобиля как бампер, является одной из наиболее часто повреждаемых деталей автомобиля.
Для ремонта пластиковых деталей компания 3М™ разработала решение, позволяющее восстановить структурную целостность и внешней вид поврежденной пластиковой части автомобиля, состав 3M™ FPRM®. Данный материал представляет собой двухкомпонентную полимеркаптан-эпоксидную смесь. Основной отличительной особенность данного состава является то, что при полной полимеризации, материал, нанесенный на пластиковую деталь, соответствует пластиковой поверхности по таким характеристикам как прочность и гибкость. Это означает, что при воздействии различных нагрузок на деталь, в том числе и ударных, в месте ремонта не будет происходить разрушение состава.
Зачастую возникает вопрос о том, сколько стоит произвести ремонт пластиковой детали и что эффективнее: использовать современные решения для ремонта пластика или использовать проверенный способ пайки пластика путем нагрева.
Чтобы ответить на этот вопрос, произведем ориентировочные расчеты потенциального ремонта двумя способами и сравним их между собой.
Для примера будем использовать повреждение в виде трещины, длинной 10 см, которую необходимо устранить. В первом случае будем использовать ремонтный состав 3М™ FPRM®. Для более точного расчета необходимо определить, сколько материала мы израсходуем на каждом из этапов ремонта. (c более подробным описанием технологии ремонта можно ознакомиться на сайте 3М™ в разделе обучения: http://www.3mrussia.ru/3M/ru_RU/Collision-Repair-R...)
На представленной схеме определено, какое количество ремонтного состава наносится на ремонтную поверхность. Объем наносимого состава определено стандартными способами нахождения объема геометрических фигур.
Таким образом определено, что для выполнения ремонта необходимо 19 мл ремонтного состава 3М™ FPRM®.
В таблице ниже представлен подробный расчет по среднему расходу всех материалов, используемых в процессе ремонта. Расход материалов был определен опытным путем.
На основании вышеприведённой таблицы итоговая стоимость всех используемых материал в процессе ремонта трещины, длинной 10 см, составило 247 рублей. Затраченного времени 53 минуты. Для расчета было принята среднерыночная стоимость 1 часа – 500р. Так же в расчетах представлен вариант без учета времени ожидания полимеризации состава. Это актуально в тех случаях, когда у нас есть дополнительная работа, которую мы можем выполнять в момент полимеризации ремонтного материала. В данном случае время, затраченное на ремонт, составляет 23 минуты.
Как итог, стоимость проведенной работы составила 689 рублей с учетом рабочего времени, и 439 рубля без учета времени ожидания, из которых 247 рублей стоимость затраченных материалов.
Мы определили, стоимость процесс с использованием современного ремонтного состава 3М™ FPRM® для ремонта повреждения в виде трещины длиной 10 см. Сравним данный процесс по стоимости с традиционным способом ремонта пластиковых элементов, путем их нагрева и пайки.
Для определения количества используемого материала в процессе ремонта воспользуемся аналогичным методом. На поверхность пластиковой детали поверх спаянного участка наносится шпатлевка по пластику для выравнивания геометрии поверхности. Определено, что для выполнения данной операции необходимо 10 мл продукта.
В таблице ниже представлен расчет по среднему расходу материалов, используемых в одном из множества различных процессов пайки пластиковых элементов.
На основании вышеприведённой таблицы итоговая стоимость всех используемых материал в процессе ремонта трещины, длинной 10 см, составило 86 рублей. Затраченного времени 71 минута. Так же в расчетах представлен вариант без учета времени ожидания полимеризации шпатлевки. Это актуально в тех случаях, когда у нас есть дополнительная работа, которую мы можем выполнять в момент ее полимеризации. В данном случае время, затраченное на ремонт, составляет 51 минута.
Как итог, стоимость проведенной работы составила 674 рублей с учетом рабочего времени, и 507 рубля без учета времени ожидания, из которых 86 рублей стоимость затраченных материалов.
Таким образом, мы получаем, что в среднем, стоимость ремонта с использованием традиционных методов пайки составляет 507 рублей и 439 рубля с использованием современного клеящего состава 3M™ FPRM®.
Так же можно отметить то, что при использовании клеящего состава 3M™ FRPM® ремонтный участок имеет аналогичную твердость и пластичность, что и сама пластиковая деталь. Это исключает возможные разрушения ремонтной зоны в будущем. Ремонт методом нагрева изменяет структуру пластикового элемента, что в дальнейшем может привести к повторному повреждению ремонтной зоны.
Общая же стоимость ремонта повреждения, длинной 10 см, составляет, примерно, 247 рублей затрачиваемого материала, что значительно ниже стоимости новой детали. Это
позволяет в определенных ситуациях эффективно использовать ремонтный состав даже при большом количестве незначительных повреждений.